Фрикционные шины
Фрикционная шина, или «липучка», как окрестили ее в народе, - это зимняя шина, отличающаяся отсутствием шипов и насыщенной ламелизацией протекторных блоков, за счет чего увеличивается коэффициент трения и, соответственно, сцепление с дорожным покрытием. При движении шины буквально «прилипают» к поверхности, из-за чего и появилось сленговое понятие автолюбителей «липучка».
Фрикционные шины ничуть не уступают по своим характеристикам шипованным шинам, особенно в городских условиях. По результатам исследований «липучка» отличилась высокими результатами в управляемости, качестве сцепления, длине тормозного пути, пониженным уровнем шума.
Но перед покупкой «фрикционки» следует учитывать погодные условия, климат региона, в котором вы планируете эксплуатировать данные шины. Нешипованную резину лучше выбирать для более суровых климатических условий - снежные зимы с температурой от -15 градусов и ниже.
Так же следует отметить, что фрикционные шины изготавливают из особого состава резино-технической смеси, что позволяет шине сохранять свойства эластичности при низких температурах.
Протектор фрикционной зимней резины имеет специфические особенности. Каждый самоочищающийся протектор имеет грунтозацепы, но у фрикционной шины для повышения проходимости они расположены более плотно. Кстати, такое расположение грунтозацепов протектора затрудняет движение по рыхлому глубокому снегу. Как уже было отмечено, сцепление этих шин с дорогой осуществляется за счет ламелей (прорезей на протекторе, которые расположены поперек и под углом), которые при движении обеспечивают максимальное сцепление и безопасность, низкий уровень шума и высокий уровень комфорта передвижения. Разнообразная форма ламелей оказывает влияние на ходовые характеристики шины:
- ламели Z-образной формы, благодаря заостренной кромке вырезов, обеспечивают лучшее сцепление с дорожным полотном, и делают автомобиль более маневренным;
- волнообразные ламели, наиболее распространенные и встречаются практически на всех протекторах, так как позволяют шине сохранить гибкость и управляемость на обледеневшей или заснеженной трассе;
- ламели синусоидной формы обеспечивают улучшенные характеристики боковой устойчивости транспортного средства;
- 3D-ламели, за счет специальных внутренних опор, гарантируют равномерное давление на протектор, увеличивая, таким образом, площадь сцепление шины с дорогой.
Но независимо от формы, ламели работают по одному принцыпу – при движении автомобиля ламели «подгребают» снег под себя, и выталкивая его из пятна контакта. При движении по льду – ламели расширяются в пятне контакта и, таким образом, обеспечивают плотную адгезию шины с дорожным полотном, не позволяя шине проскальзывать.
Таким образом, фрикционная резина обеспечивает высокую адгезию на льду при низких температурах и позволяет водителю чувствовать уверенность и безопасность на дороге. Кроме того, в отличие от шипованной резины, фрикционная характеризуется очень высоким уровнем акустического комфорта.